1. Почему Соломон преподносит себя так пафосно?
Книга Притчей — это книга, написанная самым мудрым человеком на Земле (3 Цар. 4:29-30) и мы ожидаем от него и скромности. Авторство двух других его книг представлены просто: Екклесиаст написан от безымянного царя в Иерусалиме (Еккл. 1:1), а Песни Песней — просто от имени влюбленного человека. Объясняется это тем, что каждая из трех книг имеет свое отдельное назначение:
Екклесиаст — это книга интеллектуальных размышлений, поэтому Соломон представляет себя как царя в Иерусалиме в соответствии с пониманием, что “Бог уделил Земле 10 каналов мудрости и 9 из них находятся в Иерусалиме”
Песни Песней — это книга о любви к Творцу на примере любви парня и девушки, поэтому титулов здесь не нужно; а вот Притчи — это книга наставления в мудром поведении человека, поэтому Соломон говорит здесь о себе в трех ипостасях.
Первая — это он сам по себе как отдельная личность.
Вторая — он сын благочестивого царя Давида, т.е. он получил хорошее воспитание в благородной семье и не просто сам что-то выдумал, а принял это как наставление от своих родителей (Пр. 4:3)
Третья — он царь над Израилем, а по факту и над всем миром в тот момент истории, т.е. вот чего я добился, и вот плоды моего понимания как надо жить. Все это необходимо, чтобы убедить читателя, что советам этой книги стоит следовать, ведь Притчи — это не просто сборник умных изречений, а практическое руководство по морально-этическому совершенствованию человека.
2. Что такое ПРИТЧА?
На иврите книга Притчей называется СЕФЕР МИШЛЕЙ. И это довольно трудно перевести в точности на русский, так как “МАШАЛЬ” — это пример, метафора, иносказание, аллегория, то есть то, что мы используем в том случае, когда не можем человеку объяснить что-то напрямую. Царь Соломон говорит, что он в этой книге создал “ручки для Торы”: Тора так велика, что обычному человеку трудно “взять” её, если у неё нет “ручек”.
МАШАЛЬ способен не только помочь человеку понять что-то, но и принять это. Эта книга не про мудрость и не про знания. Эта книга написана для того, чтобы помочь человеку в добром деле серьезной работы над собой.
Один из видов МАШАЛЯ — это притчи о животных и их поведении. (Пр. 6:6) “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его и сделайся мудрым”.
Соломон строит такие примеры на мысли, что все, что есть в мире есть и в человеке. Бог создал мир как большой МАШАЛЬ для нас. Все, что мы видим — это отражение духовных сущностей. А человек — это маленькая Вселенная.
3. Какова цель написания книги Притчей?
В самом начале (стихи 2-6) Соломон объясняет зачем он пишет эту книгу. Для этого он использует несколько терминов: ХОХМА, БИНА, ДААТ, МУСАР.
ХОХМА — это общее знание, информация, мудрость как осведомленность.
БИНА — это понимание сути, логика, способность догадаться, знание как использовать то или иное.
ДААТ — это познание, глубокое осознание, когда это уже не просто внешние данные, а то, что стало частью тебя, с чем ты сливаешься.
МУСАР — буквально “мораль”, понятие этического,нравственного самосовершенствования, внутренняя работа над самим собой, исправление своих дурных качеств.
Основная цель МУСАРА — не позволить человеку плыть по течению природных влечений, а постоянно наблюдать за собой, обуздывая свои вожделения и направляя себя на верный путь.
Итак, книга Притчей помогает людям с разным уровнем интеллектуального развития подняться на новые уровни самосовершенствования.
4. В чем заключается глубина книги?
В понимании притчей Соломона существует много уровней. Например, в 11 главе приводиться высказывание “Что золотое кольцо в носу свиньи, то женщина красивая и безрассудная (бессмысленная)”, Простое значение притчи — это несоответствие между чем-то и чем-то: нечистоплотной свинье не подходит дорогое золотое украшение. Но главное здесь — это вывод, мораль. Красивой женщине, у которой нет ничего хорошего внутри, красота ее не очень помогает.
Есть и более глубокий уровень понимания: это про людей, которые изучают Писание. Если человек не применяет полученные знания в жизни, то его Библия оказывается как золотое кольцо в носу у свиньи, она бессмысленна. В последнем разделе Притчей говориться что красота женщины все же важна, но только в сочетании с ИРАТ АШЕМ (страхом Господним или трепетом перед Всевышним). В этом случае есть и целостность. Нет ничего плохого в золотом кольце, в изучающем Писание и в красивой женщине, если есть главное — богобоязненность и работа над собой.