1. Почему страх потери обычно приводит к потере? (3:25)
Иов говорит «Чего я боялся,то и пришло ко мне», чем ясно выражает закон притяжения. Мы как магниты притягиваем к себе то, о чем усиленно и часто думаем. Страх-это вера со знаком минус. А вера есть осуществление ожидаемого, и чем больше мы боимся, тем сильнее укрепляем вероятность негативного происшествия.
2. Кто такой Елиуй?
Елиуй — это человек,живущий в этой местности, скорее всего он родственник Иова. Он Вузитянин, а Вуз- и Уц- родные братья. (Быт.22:20-21). Он говорит не от мудрости, ничего нового он не сказал, зато он преисполнен негативными эмоциями. (32:2-3) Его мотив — «мне просто нужно выпустить пар!» (32:20) Автор рисует портрет Елиуя как глупца, который бросается резкими и высокопарными выражениями:
— Сейчас убей меня Творец мой! (32:22)
— Вот я — вместо Бога! (33:6)
Он как подросток, который думает что все знает, но на самом деле не знает ничего (36:4) В нем нет сострадания — «Встань передо мной!» (33:5) — Иов лежит больной, в нем нет силы, как ему вставать, да и перед кем? Даже Творец не говорит Иову «встань!» Елиуй говорит очевидные вещи: «Бог выше человека» (33:12), но это и так понятно всем присутствующим. Он кидает кусочек правды в котел мути своих измышлений. Елиуй знает, что у Иова и его друзей закончились слова и поэтому глумится над ними, чувствуя свою безнаказанность. Он клевещет на Иова и говорит явную ложь,приписывая последнему то, чего он не говорил и не делал (34:7-9) (34:17, 34-35) (36:21). Елиую явно не хватает аргументов, поэтому он говорит что попало и его речь от этого превращается в болтовню.Все его выступление похоже на вулкан грязи.
Он говорит о Божьем суде по отношению к Иову, но он не думает, что и его будут судить тем же судом. Ему кажется, что если он защищает Бога, то Бог на его стороне и ему все можно (как полиция, нарушающая закон), Гордость Елиуя местами просто зашкаливает: «Я имею сказать за Бога», «Перед тобою — совершенный в познаниях» (36:2, 4)
В последней главе Иова Бог говорит Свой вердикт друзьям, оценивая их речи, но об Елиуе Он даже не упоминает, подчеркивая тем самым, что он — как пустое место, он ничтожество, не заслуживающие внимания.
Речь Елиуя стоит в самом конце человеческих речей и это похоже на последнюю попытку сатаны выиграть спор. Он использует нечестивого человека чтобы окончательно «добить» Иова, но Бог вмешивается и ставит все на свои места.
3. Может ли человек спорить с Богом?
— Книга Иова затрагивает еще один важный вопрос — всегда ли правильно соглашаться с Богом или у человека есть право, а иногда даже обязанность, высказать свое собственное мнение? Из книги Бытия и дальнейшего повествования об истории человечества мы видим, что Бог находится в поиске людей, с которыми можно было бы иметь общение. Он говорит с Адамом — тот прячется и сваливает вину, Он говорит с Ноем — тот молчит и соглашается с гибелью всего человечества. Бог говорит с Авраамом и тот первый, кто осмеливается Ему перечить и самое главное, что Богу это нравится, поскольку Авраам говорит о морали, выступает в защиту людей, пытаясь спасти хотя бы некоторых, Общение возможно только тогда, когда у сторон есть отдельное мнение. Ребенок в 5 лет любит родителей и соглашается с ними гораздо охотнее, чем в 18 лет. Подросток часто спорит, отстаивая свое мнение и это может огорчать, но зато это признак взросления. Если ребенок останется 5-летним навсегда — это будет настоящей катастрофой.
Вывод: спорить с Богом можно, иногда даже нужно, но основой спора может быть только отстаивание справедливости, а не личные амбиции или выгода (Корей и компания).