Библейская Школа

Иова 3-4 главы

Конспект урока

1. Почему сатана все-таки должен быть?

а) Материальный мир, в котором мы сейчас живем, создан дуалистично — если есть верх, то есть и низ, если есть близко, то есть и далеко и т.д.. Библия говорит о Боге, что Он есть Свет (1 Ин. 1:5), Он есть Жизнь (Ин. 14:6), Он есть Любовь (1 Ин. 4:8). Значит должен быть кто-то, кто олицетворяет и обратную сторону — тьму, смерть, ненависть, зло. Сатана как раз и воплощает в себе все эти категории. И хотя тьма и есть противоположность Света, но все же они не равноценны, так как тьма не существует сама по себе — это всего лишь отсутствие света, как и  смерть — лишь отсутствие жизни, а зло — отсутствие добра. Во тьме нет созидательной силы, она ничего не производит, в то время как Свет рождает жизнь, согревает все вокруг. Свет можно измерить по интенсивности и раскладывать на спектр, чего нельзя делать с тьмой.

Вопрос Бога “Откуда ты пришел?” (Ми айн бата), можно перевести и так — “Вот ты пришел из Небытия, что скажешь?” (Ми эйн бата). Сатана представляет собой другую сторону Бытия — небытия.

б) В первый же день творения Бог отделил Свет от Тьмы. Он хочет чтобы Его дети тоже умели различать Добро и Зло (Евр. 5:14), но для этого необходимо чтобы зло существовало, иначе не будет никакого выбора. Иисус сказал, что Он дает нам власть наступать на всю силу вражью (Лк. 10:19) и это наша тренировка, которая развивает нас и делает сильнее.

2. Была ли сумасшедшей жена Иова?

Фраза Иова “ты говоришь как одна из безумных” не сообщает нам о ментальном расстройстве его жены. Она мыслит очень рационально: если вера в этого Бога не приносит материального достатка, то зачем такая вера нужна, да и сама жизнь без финансового процветания, по её мнению, не имеет смысла.

3. Почему Бог говорит, что Иов был прав в своих речах, а его друзья неправы?

При всей резкости выражений Иова и видимой благочестивости рассуждений Елифаза, Вилдада и Софара Бог говорит что Иов высказывался верно. Это объясняется тем, что друзья говорят красивые духовные теории: Елифаз — “Бог никого не наказывает просто так, разберись в своей жизни, где-то есть грех”, Вилдад — “Кого Бог любит, того и наказывает”, Софар — “Пути Господни человеку понять невозможно, так что просто принимай и все”. Но все это просто теории, а Иов говорит то, что он реально переживает.

Друзья Иова пытаются оправдать Бога теоретически, а Иов встречается с Богом фактически. Иов действительно говорит резко, с болью в сердце, но во всем этом Иов настоящий, а друзья Иова — “картонные”. Бог хочет реальных, живых отношений с человеком, а не просто выполнения им религиозных ритуалов.

4. Что происходит в те семь дней, когда Иов молчит? 2:13

Существует две философские категории — “быть” и “иметь”. В начале повествования об Иове он полностью находиться в рамках линейной схемы “иметь”: у него есть жена, у него есть дети, у него есть слуги, у него есть имущество и Бог у него тоже есть. Жену и детей он обеспечивает, слугам платит, друзей благословляет и Богу приносит жертвы. У него “все схвачено”. Но в этом всем у него нет близких отношений с Богом. Поэтому Бог посредством сатаны отнимает у него “иметь”, чтобы дать ему “быть”. Но Иов сопротивляется — даже когда у него умирают дети и исчезает имущество он мыслит категориями “иметь” — “Бог дал, Бог взял”. И только когда у него нет и здоровья, он сидит и молчит. В это время происходит перестройка его сознания. Когда Иов начинает говорить, он переходит к “Быть”, он оживает для общения с Богом. Не зря говорят, что вкус жизни можно ощутить только на грани смерти и бытие возникает из небытия.